Молитва Ефрема Сирина

Размещено Фев 26, 2015 в Новости | 0 комментариев

Молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Преподобный Ефрем СиринПре­по­доб­ный Еф­рем на­зван Си­ри­ном, т. е. си­рий­цем, по­то­му что Ме­со­по­та­мия, в ко­то­рой он ро­дил­ся, в древ­но­сти при­чис­ля­лась к Си­рии.Screenshot_184
Святой Ефрем был родом из Месопотамии из города Низибии. Ни­зи­бия (или Ни­зи­би­да) — боль­шой и мно­го­люд­ный го­род в про­вин­ции Маг­до­нии в Ме­со­по­та­мии, — на гра­ни­цах рим­ской им­пе­рии и пер­сид­ско­го цар­ства.
Он ро­дил­ся в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий цар­ство­вал с 306 по 337 г.
О ро­ди­те­лях сво­их пре­по­доб­ный Еф­рем пи­шет сле­ду­ю­щее.Screenshot_180 «Ро­див­шие ме­ня по пло­ти вну­ши­ли мне страх гос­по­день. Пред­ки мои ис­по­ве­да­ли Хри­ста пред су­дьей, я род­ствен­ник му­че­ни­кам Де­ды мои, бла­го­ден­ство­вав­шие в жиз­ни, бы­ли зем­ле­дель­ца­ми. Ро­ди­те­ли за­ни­ма­лись тем же».

Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения.Screenshot_182

Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Так Ефрем оказался в тюрьме, осужденный за кражу, которой не совершал. Однако именно тюрьма дала ему возможность пересмотреть всю свою жизнь. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

И тогда,  Свя­той Еф­рем

Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения.

Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Так Ефрем оказался в тюрьме, осужденный за кражу, которой не совершал. Однако именно тюрьма дала ему возможность пересмотреть всю свою жизнь. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения.

Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Так Ефрем оказался в тюрьме, осужденный за кражу, которой не совершал. Однако именно тюрьма дала ему возможность пересмотреть всю свою жизнь. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

 Вскоре юноша от­рек­ся от ми­ра и ушел в пу­сты­ню, где стал ино­комScreenshot_181

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения.

Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

Он по­лу­чил от Бо­га дар пре­муд­ро­сти; из уст его ис­те­ка­ла бла­го­дать, по­доб­но слад­кой ре­ке на­па­яв­шая уми­ле­ни­ем ду­ши всех, слу­шав­ших его по­уче­ния. Это бы­ло пред­зна­ме­но­ва­но ему в са­мом ран­нем воз­расте. Ко­гда он был еще ре­бен­ком, ро­ди­те­ли его ви­де­ли о нем сле­ду­ю­щий сон: ви­но­град­ная ло­за взо­шла на язы­ке маль­чи­ка и, вы­рос­ши, на­пол­ни­ла вет­вя­ми и гроз­дья­ми всю под­не­бес­ную. Пти­цы небес­ные со­би­ра­лись и или яго­ды ви­но­гра­да, и сколь­ко они съе­да­ли, на­столь­ко же ко­ли­че­ство ви­но­гра­да уве­ли­чи­ва­лось. Ко­гда за­тем Свя­той Еф­рем под­ви­зал­ся на од­ной пу­стын­ной го­ре, ис­пол­нен­ный Ве­ли­ко­го уми­ле­ния и сер­деч­но­го со­кру­ше­ния, один из бо­го­нос­ных от­цов ви­дел во сне свет­ло­го, си­яв­ше­го по­доб­но ан­ге­лам, му­жа. Он дер­жал в ру­ке ис­пи­сан­ный сви­ток и спра­ши­вал:

— Кто мо­жет при­нять и со­хра­нить этот сви­ток?

Го­лос свы­ше от­ве­чал ему:

— Ни­кто дру­гой, кро­ме Еф­ре­ма, угод­ни­ка Мо­е­го.

 

Пе­ред явив­шим­ся му­жем сто­ял Еф­рем. Он от­крыл свои уста, а муж вло­жил ему в рот сви­ток. Пре­по­доб­ный Еф­рем сел сви­ток, а за­тем, вско­ре по­сле это­го, на­чал го­во­рить и пи­сать на­зи­да­тель­ные ре­чи, при­во­див­шие в уми­ле­нье каж­до­го, чи­тав­ше­го их и слу­шав­ше­го. Они мог­ли в каж­дом воз­бу­дить страх Гос­по­день и на­ста­вить на путь по­ка­я­нья, как это яс­но из его бо­го­вдох­но­вен­ных книг. Рав­ным об­ра­зом и дру­гой ве­ли­кий и Свя­той ста­рец имел по­доб­ное же ви­де­ние во сне о свя­том Еф­ре­ме. Он ви­дел сон­мы ан­ге­лов, схо­див­ших с неба, по по­ве­ле­нию Бо­жье­му, и имев­ших в ру­ках сви­ток, ис­пи­сан­ный внут­ри и извне. Они го­во­ри­ли друг дру­гу:

— Кто мо­жет этот сви­ток при­нять?

В от­вет од­ни на­зы­ва­ли од­но имя, дру­гие вспо­ми­на­ли дру­гое, а неко­то­рые го­во­ри­ли:

— По ис­тине свя­ты и пра­вед­ны упо­мя­ну­тые му­жи, но ни один из них не мо­жет при­нять это­го свит­ка, а толь­ко Еф­рем, крот­кий и сми­рен­ный серд­цем.

За­тем ста­рец ви­дел, как Еф­ре­му был от­дан этот сви­ток. Встав на утро, он слы­шал, как бла­жен­ный Еф­рем пред­ла­гал бра­тии по­учи­тель­ные на­зи­да­ния. Как буд­то ис­точ­ник ис­те­кал из уст! Из них ис­хо­ди­ли ре­чи, пре­ис­пол­нен­ные ве­ли­кой поль­зы. Он уве­ро­вал, что все, ис­хо­дя­щее из уст свя­то­го Еф­ре­ма, вну­ша­ет­ся Ду­хом Свя­тым, и про­сла­вил Бо­га, по­да­ю­ще­го та­кую бла­го­дать ра­бам Сво­им.

В 363 го­ду Ни­зи­бия под­па­ла под власть пер­сов, и мно­гие из хри­сти­ан оста­ви­ли Ни­зи­бию. То­гда и пре­по­доб­ный Еф­рем воз­на­ме­рил­ся пой­ти от­сю­да в го­род Эдес­су. Он об­ра­тил­ся к Бо­гу с та­кою мо­лит­вою:

— Гос­по­ди Иису­се Хри­сте! Спо­до­би ме­ня уви­деть го­род Твой, и ко­гда я бу­ду вхо­дить в него, по­шли мне на встре­чу та­ко­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый по­бе­се­до­вал бы со мною от Свя­щен­но­го Пи­са­ния с поль­зою для ме­ня.

Ко­гда он, так по­мо­лив­шись, при­бли­жал­ся к го­ро­ду и вхо­дил в во­ро­та, встре­ти­ла его жен­щи­на. Уви­дев ее, раб Бо­жий опе­ча­лил­ся и об­ра­тил­ся мыс­лен­но к Бо­гу:

— Гос­по­ди, Ты пре­зрел мо­ле­ние ра­ба Тво­е­го. Ибо ка­ким об­ра­зом мо­жет она бе­се­до­вать со мною о книж­ной муд­ро­сти?

Жен­щи­на же сто­я­ла и смот­ре­ла на него. Свя­той Еф­рем об­ра­тил­ся к ней с во­про­сом:

— Ска­жи мне, жен­щи­на, за­чем ты сто­ишь и смот­ришь на ме­ня?

Жен­щи­на от­ве­ти­ла:

— Я смот­рю на те­бя, по­то­му что жен­щи­на от му­жа взя­та, а ты смот­ри не на ме­ня, а в зем­лю, из ко­то­рой ты взят.

Услы­шав это, Еф­рем по­ди­вил­ся та­ко­му ее от­ве­ту и про­сла­вил Бо­га, дав­ше­го жен­щине та­кой ум. Он по­нял, что не пре­зрел Гос­подь мо­лит­вы его. Во­шед­ши в го­род, он жил в нем мно­го вре­ме­ни.

В Едессе святой Ефрем увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания — объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва«Господи и Владыко живота моего…» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин — по преимуществу молитвенник. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого — на латинский и славянский.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

«Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие — внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там — Бог».

Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой — тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога — в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести «небесное» духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

Залог обожения в нас — Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской — покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще — они животворят, преображают греховное естество, дают силу «ходить путем заповедей Господних», укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, «сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых».

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого, который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти.

Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегал человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить в епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, — схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне, в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, — то, по повелению Божьему, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями.

В молитве Святой пребывал непрестанно, — днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая день суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи, — только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства.

Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих к спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел к Господу. Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских, в Сирии

 

просмотров (266)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели