Слово на Новый год Митрополита Омского и Таврического Владимира

Размещено Янв 2, 2015 в Новости, Новости Омской Митрополии | 0 комментариев

Слово на Новый год Митрополита Омского и Таврического Владимира

1 января 2015 года

На всех путях, какими ходят люди в мире,

не находят они мира,

пока не приблизятся к надежде

на Бога и уверенности в Нем Едином.

Преподобный Исаак Сирин

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Речные воды неустанны в своем течении. В их глубине резвятся стаи рыб, они несут на себе корабли и лодки, орошают поля и луга – все цветет, все оживает на речных берегах. Каждый час, каждое мгновение для реки – это постоянное обновление, время устремления к заветной цели, великому океану. Не так проходит время для стоячих прудов. Лениво и сонно лежат они в своих берегах. Идут дни, месяцы – а в них как будто ничего не меняется. Только медленно копится тина на дне да постепенно зарастает ряской поверхность – и вот там, где было светлое зеркало воды, возникает зловонное болото, опасная трясина, которую далеко обходят люди и животные, где слышится лишь кваканье жаб и писк комаров.

Вот так же гибнет душа человеческая, лишенная благодатного устремления к Высшему. Забывая о великом своем предназначении, мы позволяем водорослям житейских забот затмевать в нас святой образ Божий, липкой тине греха – превращать наши сердца в жилища мерзких бесов. Лишь у тех, кто прокладывает течение своих дней по заповеданному Евангелием руслу духовного совершенствования, душа постоянно обновляется и становится с годами все светлее и прекраснее.

Мы прожили по милости Божией еще один год. Это значительный отрезок времени, данный нам для продвижения по пути спасения. Выдержим ли мы на рубеже новолетия испытание совести? Воплотили ли мы наши благие начинания, исполнили те обеты, которые год назад давали Господу? Был ли для нас уходящий год временем добрых дел, преуспеяния в благочестии, возрастания в любви? Если нет – тогда мы безрассудно растратили драгоценный дар Божий. А ведь каждый год нашей жизни может оказаться последним. Не будем же искушать долготерпение Всемогущего. «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 15–16), – сказано в Священном Писании.

Как должен христианин встречать Новый год? На этот вопрос отвечает святитель Феофан Затворник: «В день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, – древнее мимоходит, и все бывает ново. Если у тебя есть это – понови, а если нет – произведи, – и будет у тебя новый год».

Нынешнее время кажется нам неустойчивым и ненадежным. Но в этом мире по-настоящему «надежна и устойчива» только смерть. И именно смерть духовная еще недавно царила и собирала обильную жатву на просторах нашего Отечества, скованного государственным атеизмом. Сейчас, в пору бурно развивающихся событий, многие оказались в плену политических тревог и материальных забот, предаются растерянности и унынию. Таковые, по народному присловью, «за деревьями не видят леса» – из-за временных испытаний забывают о дарованном Господом великом благе освобождения.

Растерянность и малодушие – свойства тех, кто привык надеяться не на Всемогущего Творца, а на суету людских планов и измышлений. Никому не дано изменить путей Промысла Божия, ничто в мире не совершается без воли Господней – и в этом величайшее счастье человечества. Через испытания и искушения, наказывая за грех и вознаграждая за добродетель, ведет Небесный Отец любимых детей Своих к вечному блаженству, никому не посылая испытания сверх сил человеческих. Зло этого мира попускает Всеблагой Творец только потому, что из него неисповедимым образом проистекает величайшее добро. Маловеров, отступивших от упования на Господа, надеющихся лишь на себя и на людей, действительно часто постигают пугающие их беды. Но христианам надлежит следовать совету святителя Василия Великого: «Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским законом и ожидай наслаждения благами».

Русская Православная Церковь действительно переживает сейчас очень трудное время. На освобожденную от ига тоталитаризма страну с новой яростью обрушился душегубитель-диавол, ведя с собой легионы тьмы – пропагандистов наживы и блуда, черных магов и лжепророков. А народ наш духовно ослаблен, в душах подорваны нравственные устои, люди часто не знают даже основ святой православной веры. Это уже не тот народ, который негодующим смехом встречал измышления сектантов, изгонял из своей среды колдунов и ворожей, с презрением отворачивался от сеятелей смуты, больше всего на свете дорожил сокровищем веры. Защитная оболочка народной души нарушена, и люди стали доступны многообразным ядовитым соблазнам лукавого времени. Но – и иначе, как чудом Господним, этого объяснить нельзя – далеко не все кинулись в погоню за наслаждениями, к чему призывают ныне силы мрака с кино- и телеэкранов, с красочных обложек порнографических изданий; не так много и поддавшихся на приманки сектантов, карманы которых набиты валютой, а на языке – все ухищрения ораторского искусства. Народ тянется к Православию, во множестве стекаются люди в православные храмы, где нет ни «сладкой жизни», ни модных теорий, но теплится огонь вечной Божественной Истины.

Сатана пытается накинуть на Церковь и «финансовую петлю». У нас нет средств для борьбы с инфляцией. Мы не имеем права взвинчивать цены на требы, свечи, духовную литературу в погоне за стремительно растущей дороговизной. Хлеб духовный должен быть доступен всем. И вот – некоторые наши приходы на грани нищеты, в бедственном положении Ташкентское Духовное училище. А денег нужно так много, как никогда, – на восстановление лежащих в руинах храмов, на строительство домов Божиих там, где паства сиротствует без пастырей, на открытие воскресных школ… Строительство и созидание – в нынешних условиях это кажется немыслимым. Но с помощью Божией оказывается возможным и «немыслимое». Верующие делятся с Матерью-Церковью скудным своим достатком, безвозмездно трудятся для Нее. Среди новейших предпринимателей начали появляться люди с добрым сердцем – благотворители. И из тех приходов, где пастыри ревностны, а паства сплочена, слышатся радостные вести о возрождении.

Святой апостол Павел учит нас: «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 17). В годы большевистского диктата Церковь Российская могла только молиться и плакать, ценою молчания и унижений сохраняя немногие храмы и немногочисленную паству. Для священника каждая проповедь была смелым деянием, ибо за нею могли последовать «санкции». Для прихожанина каждое посещение храма являлось поступком, за который он мог поплатиться неприятностями или даже лишиться работы. Сейчас время иное – и Господь ждет от нас не только молитв, но и подвижнического труда на Его ниве.

Некоторые настолько привыкли к тихому прозябанию в стенах храма, что разучились болеть душою за ближних своих, за братьев и сестер, гибнущих без просвещения, становящихся добычей соблазнителей и лжеучителей. Ныне не может быть оправданий для духовной лености, ибо перед каждым открыто широчайшее поле доброделания. А ропщущим на трудности и препятствия можно ответить словами святителя Василия Великого: «Как черви заводятся в плодах некрепких, так скорби зарождаются в людях изнеженных».

Православная Церковь сильна дарованной Ей благодатью Божией. Только это помогает нам выстоять в нынешние непростые годы. Но если мы окажемся ленивыми и нерадивыми, тогда Господь отвернется от нас и нас, уже ничто не спасет. Мы должны ревностно относиться ко всем сторонам многообразного христианского делания – по завету Спасителя: «Сие надлежит делать, и того не оставлять» (Лк. 11, 42). Особая ответственность падает на священнослужителей. Ныне пастырь обязан быть и молитвенником, и проповедником, и просветителем, и храмоздателем. Священник должен до тонкости знать не только церковный устав, но и Священное Писание, и Священное Предание – стыд ему, если он остается нем, когда сектанты воздвигают хулу на Церковь, если не может ответить на вопросы, касающиеся святой веры. То же относится и ко всем, кого Господь наделил даром разумения и слова. А если нет этих даров – есть руки, которыми тоже можно послужить Церкви. Если нет сил для физического труда – можно заняться сбором пожертвований. Если не хватает сил и на это – остается молитвенный труд, доступный каждому, который также несет добро миру, угоден Господу. Нужно только от всего сердца захотеть послужить Богу и ближним – и Господь не замедлит указать человеку наилучшее для этого поприще.

Мы с вами призваны к служению Господу в Средней Азии, земля которой благодатна, народы славятся душевной теплотой и гостеприимством. По поводу этого края время от времени распространяются темные слухи. Некоторые московские журналисты позволяют себе выступления, которые не назовешь иначе как провокационными, – видимо, кому-то из разжигателей братоубийства в нашем Отечестве очень хочется, чтобы оно вспыхнуло и здесь. Есть ли у нас основания для страха, паники, бегства? Несмотря на все зловещие прогнозы, Узбекистан, Киргизстан и Туркменистан остаются в числе самых спокойных государств Содружества – спокойнее, чем сама Россия. И Таджикистан милостью Божией сейчас движется к умиротворению. Может ли быть добрым соседство мусульман и православных? Кафедра Вселенского Патриарха Константинопольского находится в мусульманской Турции, христианство распространено во многих арабских странах, где также первенствует ислам. «Если кто привыкнет переходить с места на место или выбирать время и тогда начинать подвизаться, таковой во все дни своей жизни не найдет места и времени для получения пользы. Доўлжно же взирать и надеяться на милость Божию и вспоминать от века преславные чудеса Его и помощь надеющимся на Него, что ни в какой нужде не оставляет Бог и никогда выше силы нашей не попускает искушение, и посему должно нам с благодарением, ради Бога и будущих вечных благ, мужественно нести свой крест в данном времени и месте» – так говорит преподобный старец Паисий Величковский. Будущее Православия в Средней Азии зависит от нас самих. Если мы станем действительно достойны высокого звания православных христиан – будем скромны и доброжелательны, преуспеем в благотворительности и милосердии, проникнемся уважением и любовью к народам этого края, – нет сомнения, что и отношение к нам мусульман останется добрым.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Священное Писание призывает нас «обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 23–24). Вслушаемся же на пороге новолетия в этот благой призыв, и да сбудется для нас наступающий новый год временем спасительного духовного обновления.

Против всех мирских забот, скорбей и опасностей у нас есть непобедимое оружие – слово Божие, есть несокрушимый щит – святая вера православная. Будем же подвизаться в этой жизни, уповая на помощь Всемогущего Небесного Отца, и тогда каждый год наш наполнится высоким смыслом и исполнятся на нас слова преподобного Ефрема Сирина: «В брани за веру да кончится служение твое на земле; венцом правды да заключится течение жизни твоей». Аминь.

По материалам сайта http://omsk-eparhiya.ru

просмотров (32)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели